Данила-Мастер
  • Сейчас просматривают: 3
  • Всего просмотрели: 14389

Тема смерти в литературе


Известно, что литература как вид искусства зародилась в недрах мифологии. "Миф" с древнегреческого языка переводится как "слово", "повествование". Сочиняя мифы и легенды, люди стремились не только сохранить свое прошлое, но и объяснить самые сложные и непостижимые тайны бытия.

Древние сюжеты рассказывали о том, по каким законам существуют мир и человек в нем, почему вселенная именно такая, какая она есть, каковы ее начала и что будет в самом конце ее существования. Поэтому мотив противопоставления жизни и смерти в любой мифологии является одним из центральных. Эта традиция пришла и в литературу, в которой тема смерти сразу заняла важное место и остается на нем по сей день.

череп
череп

Первая настоящая художественная литература

Эллинов интриговал и страшил факт человеческой смертности. Они боялись физического конца, так как не верили в то, что душа, расставшись с телом, может попасть в какое-нибудь хорошее место. Мифологические сказания греков рисовали Аид (царство мертвых) как унылое и мрачное место, где тени умерших обречены влачить безрадостное существование в тоске по яркому и светлому миру живых.

В древнегреческой литературе гибель персонажей – всегда великое горе. Даже в героических поэмах Гомера воины страшатся смерти. Конечно, они, пришедшие под Трою за славой, не только не отказываются совершать подвиги, но и стремятся к ним, рискуя погибнуть. Но радости перспектива смерти у них не вызывает.

Поэтому, например, троянский царевич Гектор (храбрый и славный воин) во время поединка с Ахиллом стремится убежать от него. Страх кончины преображает и других великих героев Гомера, многие из которых подробно описаны именно в момент собственной гибели.

Ахиллес
"Ахиллес тащит тащит тело Гектора". Франческо Монти.

Вот уходит из жизни юный Амаринкид: "Грянулся, руки дрожащие к милым друзьям простирая". Его жест трогателен до глубины души, он передает великую любовь к жизни.

Вот еще одна потрясающая картина кончины другого героя: "Он из сынов многочисленных был у Приама юнейший, Старцев любимейший сын; быстротою всех побеждал он И, с неразумия детского, ног быстротою тщеславясь, Рыскал он между передних...".

Тут его поражает Ахилл: "Вскрикнув, он пал на колена; глаза его тьма окружила Черная; внутренность к чреву руками прижал он, поникший".

А так описывается гибель Гарпалиона. Он достойный воин, но перед лицом смерти не стыдится обратиться в бегство: "И обратно к друзьям, чтоб от смерти спастись, побежал он, Вкруг озираясь, да тела враждебная медь не постигнет".

жизнь греков
"Частная общественная жизнь греков". Гиро П.

Таких маленьких, но красноречивых эпизодов у Гомера очень много. Бытовую философию смерти, характерную для античной литературы, автор вкладывает в уста Ахиллеса, который обречен погибнуть юным:

"Всё можно приобрести: и волов, и овец среброрунных, Можно прекрасных коней обрести, золотые треноги; Только вот душу назад возвратить невозможно; не купишь И не поймаешь ее вновь, когда улетит вдруг однажды."

Смерть Ахиллеса
"Смерть Ахиллеса". Питер Пауль Рубенс.

В эпоху средних веков

Харон
"Харон несет души через реку Стикс". Литовченко А.Д..
похищение Елены
"Похищение Елены". Риччи Себастьяно.

Наиболее концептуально тема смерти разрабатывалась в религиозной литературе и повестях о сражениях. Одним из ярких примеров христианского отношения к смерти стали русские жития святых. Их главные герои всю свою жизнь посвящали Богу и идее прижизненного усмирения плоти. Изнурительными молитвами, постом, телесными ограничениями, а иногда и самоистязаниями они очищали душу и готовили к себя к желанному таинству смерти.

Исключения составляли лишь святые князья и цари: Владимир, Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской и др. Они достигли святости как равноапостольные, крестители, воины и мученики, то есть канонизированы из-за яркого подвига за веру и Отечество. При этом к смерти они не стремились и тело не изнуряли.

поклонение Троицы

Зарубежная средневековая литература тоже дала огромное количество интереснейших текстов о смерти. Из всех известных авторов на эту тему выразительнее всего писали Ф. Вийон, Данте Алигьери и У. Шекспир.

Ф. Вийон прожил недолго, но успел много сочинить. Образ смерти появляется в его произведениях постоянно.

Она – неизбежность для всех: "Я вижу черепов оскалы, Скелетов груды... Боже мой, Кто были вы? Писцы? Фискалы? Торговцы с толстою мошной? Корзинщики? Передо мной Тела, истлевшие в могилах... Где мэтр, а где школяр простой, Я различить уже не в силах."


Вийон был беден, всю свою сознательную жизнь вел противозаконный образ жизни (он состоял в шайке профессиональных грабителей и убийц) и знал, что рано или поздно его казнят. Постоянное ожидание скорой смерти отражается в его стихах.

Вийон не ожидает Рая после своей гибели, поэтому смерть в его произведениях предстает как телесное мучение и ужас из-за еще больших мук, которые поджидают душу в аду: "Будь то Парис или Елена, Умрет любой, скорбя умрет, Последний вздох задушит пена, Желчь хлынет, сердце обольет, О Боже! Страшен смертный пот! Тогда, кого ни позови ты, — Хоть сын, хоть брат к тебе придет, — От смерти не найдешь защиты. Смерть скрутит в узел плети вен, Провалит нос, обтянет кожу; Наполнит горло горький тлен, Могильный червь скелет обгложет..."


Выразительно, но с мистической точки зрения тема смерти решается и у Данте в его "Божественной комедии". Герой поэмы получил возможность прижизненного путешествуя по аду, Раю и Чистилищу, где встречается с душами умерших, видит их страдания и блаженство. Из произведения следует, что деяния человека на этом свете будут точно взвешены и оценены на том, за что последует наказание, прощение или награда.

Шекспир решает вопрос о смерти в ином ключе. Герои его знаменитых трагедий смотрят на неизбежность гибели не с религиозной, а скорее философской точки зрения. Одни, как Гамлет, стремятся понять тайну ухода и преодолеть в себе страх перед неизведанным. Другие, как Ромео и Джульетта, видят в собственной кончине единственный выход для себя. Главная трагедия смерти, по Шекспиру, заключается в том, что она уносит в небытие уникальность и неповторимость каждой личности.

В литературе нового времени

Иесус
"Воздвижение Креста Господня". Рубенс П.П.
Франсуа Вийон
Франсуа Вийон (1463-1493)
гравюра
Гравюры Густава Доре, иллюстрирующие "Божественную комедию" (1861-1968).

В русской литературе такие произведения характерны прежде всего для В. Жуковского. Он не только переводил страшные баллады Шиллера, Бюргера, Саути и т.д., но и создавал собственные тексты с мистическими мотивами, в которых мертвецы и демоны из потустороннего мира являются к персонажам (это баллады "Светлана", "Людмила", "Ундина").

Только 2 гения романтической эпохи А.С. Пушкин и И.В. Гете смогли оторваться от этого романтического взгляда на смерть. Оба автора не тяготеют к самоценному мистицизму и не видят никакого смысла в возвышенной, но бесполезной гибели. Фауст у Гете согласен на смерть, но во имя блага людей. А пушкинские герои смерть вообще от себя гонят, она им ненавистна. Погибают у него лишь слабейшие и не слишком умные (вроде Ленского в "Евгении Онегине" или Алеко в "Цыганах"), а сильные с успешно воюют с судьбой.

дуэль
"Дуэль Онегина и Ленского". Илья Репин. Иллюстрация к роману Александра Пушкина "Евгений Онегин".

Но в ХХ веке для литературы становится характерен и натуралистический подход в изображении смерти. Его предопределили произведения Э. Золя и события 1-ой Мировой войны. Особенно ярко натурализм человеческой гибели представлен в романе Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Роман потряс современников тем, как ярко и жестоко в нем были показаны весь ужас и бессмысленность солдатских смертей на полях кровавой бойни. Гниющие в госпиталях и окопах тела, разбросанные по земле останки внезапно убитых мальчишек – это лицо смерти у Ремарка.

В конце ХХ столетия тема смерти в мировой литературе осталась такой же популярной и резко выраженной. У многих авторов ее развитие приобретает бунтарский характер, по примеру традиции романтизма. Например, мотив смерти как бунта личности против царящего в жизни лицемерия появился у русских рок-поэтов. Их герои говорят о самоубийстве как о двери в чистую реальность. Лишь там можно спастись от мира подлости и лжи, который сам уже мертв.

В литературе ХХ века мистическое восприятие смерти преобладает в произведениях модернистов. Герои модернистов еще при жизни ищут и находят границу между 2-мя мирами, видят существ из небытия в пространстве живых. Это выражено даже в могильных памятниках русских символистов. Мемориал на захоронении А. Белого сделан из белого и черного камней. Он символизирует сочетание света и тени, жизни и смерти, космоса и хаоса.

О необычных и говорящих памятниках Вы можете прочитать на страницах сайта компании "Данила-Мастер".

Популярные памятники
сертификаты и дипломы